Крик и плач заменяют грудному ребенку слова и по мере того, как он овладевает связной речью, его просьбы и требования приобретают более понятные для Вас формы.
Дети поразительно быстро учатся и с живым интересом исследуют новый для них мир. Пробуют различные схемы общения и часто приходят к выводу, что во многих случаях самый надёжный и быстрый способ получить что-то – это нытьё, стоны и крики. Если это всё потом усилить паданьем на пол, стучанием ногами и руками по этому самому полу, битьём и швырянием предметов, истошными воплями, то успех «предприятия» обеспечен. Получив желаемый эффект несколько раз, ребенок берет этот способ на вооружение и у него формируется привычка. Ребенок ещё не понимает что такое нормы поведения в обществе, нормы морали. Он видит результат своих действий и этот результат ему нравится.
В предыдущей части я упоминала о том, почему просто знание того, что нужно вести себя во время детской истерики спокойно и уверенно очень мало помогает взрослому вести себя именно так.
И вот «бастион» пал и ребенок получает то, за что он так долго и усиленно боролся.
Если пустить этот процесс на самотек, то позднее будет сложнее это исправить. Однако «сложно» – это не значит «невозможно». И если Ваш ребенок выходит «победителем» из вашего с ним противостояния, не стоит опускать руки, это ещё можно исправить.
Традиционно детские истерики делятся на два типа:
Тип 1: Контролируемая истерика: Когда Ваше любимое чадо прекрасно понимает, что оно делает и более того, у него уже сформировалась привычка получать желаемое посредством закатывания истерики. И он не видит весомой причины поступать как то иначе.
И даже не важно, что некоторые дети подвергаются физическому наказанию в более старшем возрасте за истерику, но привычка и непоследовательность поступков родителей делают своё дело.
На вопрос «почему, получая негативную реакцию со стороны родителей на истерику, ребенок всё равно истерит снова и снова?» подростки отвечают: «Но ведь иногда же получается! Так почему бы и не попытаться!»
Итак, в основе истерики лежит самый обычный механизм формирования привычки. И действовать тут по сути дела нужно так же: заменить одну привычку на другую. Нельзя человека лишить чего-то, не дав ничего в замен.
Тип 2: Неконтролируемая истерика: Неконтролируемая истерика представляет собой следующую стадию контролируемой истерики. Когда ребенок очень эмоционален и очень активно «входит в роль», то может наступить такой момент, когда он перестаёт контролировать своё поведение и уже не может самостоятельно выйти из этого состояния, не израсходовав все свои силы. И естественно, что тут очень важно помочь ребенку из этого состояния выйти.
И конечно, нет нужды объяснять, что привычка закатывать истерики плавно перейдёт в черту характера, чем очень осложнит жизнь Вашему любимому чаду в будущем.