Страх не появляется просто так, Вы должны сначала что-то сделать, чтобы начать бояться. Р. Бэндлер |
Бывает так, что побывав в определённой опасной ситуации, например, аварии, пожаре, получив спортивную травму, у человека возникает страх совершать определённые действия: садиться за руль автомобиля после аварии, бояться выходить из дома после наступления темноты, если на него нападали в темноте хулиганы, страха перед газовой плитой, если последняя взрывалась, страх высоты, если было травматическое падение с высоты, например, с высокой лестницы.
Эти страхи сформировались у человека после получения определённого жизненного опыта и являются реальными страхами
Однако на равне с реальными страхами и фобиями, которых не так уж и много, существуют еще вымышленные страхи и фобии.
Как же возникают эти вымышленные страхи и фобии?
Дело в том, что когда-то при стечении определённых обстоятельств у человека сформировалась привычка связывать своё реальное поведение с просмотром очень интересного фильма, в котором герой фильма попадает в незавидное и даже опасное положение и видя такую картину, вслушиваясь в звуки происходящего, принимая близко к сердцу, переживания героя, человек невольно оказывается как бы участником событий и как бы «примеряет» ситуацию на себя. Ему неуютно в этой ситуации и …страшно! Особенно сильный эффект дает просмотр подобных фильмов в кинотеатре, где и картинки ярче и больше и звуки реалистичней и в результате переживания становятся ярче, глубже…и реальней.
Другой пример: всеми любимые новости…сколько там шокирующих подробностей о крушениях, взрывах, терактах, насильниках! Эмоциональная речь корреспондента или участника событий, потрясающие воображение кадры, подкрепляемые соответствующим звуковым сопровождением. И вот у зрителя уже мурашки по коже, слёзы на глазах, волнение в груди.
Наш мозг так устроен, что он не отличает вымышленные воспоминания от реальных. Другими словами, мозг человека воспринимает все яркие впечатления в комплекте со звуками и переживаниями, как часть жизненного опыта и ему не важно, происходило ли это событие с ним или с другими людьми – на экране кинотеатра, телевизора, компьютера, телефона… Вы видели картинки, Вы слышали звуки и у Вас были определённые ощущения и это стало частью Вашего опыта.
Ещё один источник происхождения вымышленных страхов: страшные истории, рассказанные в полутемном помещении, приглушенным голосом, под шорохи за окном или ночью в лесу, у костра под треск горящих поленьев непонятные звуки за деревьями в темноте …
Некоторые взрослые, не зная, как справиться с непоседливым сорванцом говорят: «смотри, вон Бабайка, не будешь слушаться – схватит» или «будешь плакать – отдам злому дядьке» или ещё что-то в этом роде. Мне иногда хочется собрать коллекцию из подобного рода страшилок и опубликовать под заголовком: «Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок ничего не боялся, никогда не произносите эти фразы».
И если, Вы, дорогой мой читатель, поделитесь со мной такими фразами, я буду Вам очень признательна, а вместе мы сможем помочь тысячам детей вырасти без ненужных и калечащих нервную систему, страхов.
И вот появляется реальный страх, того, что произвело на человека наиболее сильное впечатление. Особо эмоциональным натурам может вполне хватить и одного «сеанса». Люди с нервами покрепче могут заполучить страх или фобию в результате неоднократных воздействий. А могут и совсем не получить – такие тоже встречаются.
Вопрос -то не в том, чтобы контролировать страх, а в том, чтобы не испытывать его совсем или испытывать в минимальных количествах, достаточных для безопасной жизни.
Согласитесь, что бояться вторжения инопланетян или нападения крокодилов, живя в средней полосе России или где-нибудь в Европе – это одно, а бояться быть сбитым машиной на перекрестке – это совсем другое. В первом случае – от страха лучше совсем избавиться, а во втором, страх должен быть адекватным, я бы сказала – жизнесберегающим.
С одной стороны, это конечно плохо – «заполучить» фобию или страх подобным образом, но, как известно у любой медали есть и другая сторона, иначе медаль не смогла бы быть медалью.
Таким положительным примером могут служить сказки и притчи.
Слушая сказки в исполнении взрослого или, читая их самостоятельно в более старшем возрасте, ребенок приобретает определённый жизненный опыт. При помощи воображения он совершает путешествия в различные места, учится взаимодействовать с внешним миром, учится принимать решения в трудных ситуациях. И от того, какие сказки ему читают, в некоторой степени зависит его дальнейшая жизнь.
Притчи – это те же сказки, но только для взрослых, читая и слушая их, мы тоже получаем определенный опыт и какой он, будет зависеть и от содержания притчи и от того, на сколько мораль притчи созвучна морали читателя и от авторитета источника притчи или авторитета рассказчика. И вот у читателя притчи уже есть опыт, как поступать в ситуации, в которой он никогда не был.
Именно благодаря этому свойству мозга, у любого человека есть возможность прибрести новый опыт, который сможет сделать его более эффективным, более успешным, более уравновешенным, просто проживая по новому привычные ситуации мысленно по определённым правилам проживания этих ситуаций.
Можно изменять свое не успешное поведение, на успешное, а успешное поведение на более успешное и даже, не побоюсь этого слова, на идеальное поведение.
Чтобы изменить большинство привычек, к которым относится и страх, чаще всего требуется около часа.
При этом вполне достаточно просто проделать мысленную работу, сидя дома, на любимом диване или в любимом кресле, под руководством психотерапевта.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!